понедельник, 30 марта 2015 г.

Coca-Cola празднует свой круглый юбилей

Старшее поколение Украины, ещё наверное помнит, как впервые на полках наших ещё советских магазинов появилось заморское чудо, довольно похожее на наш отечественный "Лимонад", но с несколько непривычным, оригинальным вкусом. И вот этому мировому бренду исполнилось ни много, ни мало а всего сто лет с того момента, когда этот шипучий напиток, ставший своеобразным символом Америки, был впервые разлит по стеклянным стаканам.  



В 2015 году знаменитой стеклянной бутылочке Coca-Cola исполняется 100 лет. За это время бутылка с оригинальным дизайном превратилась в настоящую поп-икону и источник вдохновения для культовых фигур современного искусства. Сегодня 90% населения Земли знают контурную бутылку Coca-Cola и легко опознают ее на ощупь даже в темноте. Свой праздник юбилярша отметит с большим размахом, объединив миллионы людей со всего мира и пригласив «в гости» звезд и настоящего, и прошлого: Элвиса Пресли, Рэя Чарльза, Мэрилин Монро, Энди Уорхола и др.

Старт торжественным мероприятиям будет дан на официальной церемонии в Художественном музее Атланты (High Museum of Art), в городе, где был рожден легендарный напиток Coca-Cola. Именно там впервые прозвучит музыкальная композиция «Nobody Like You» в исполнении молодого канадского певца Франческо Йейтса, которая будет сопровождать все мероприятия юбилейного года, звучать в рекламных роликах, теле- и радиопрограммах, посвященных контурной бутылке.


Здесь же, в High Museum of Art, с 28 февраля по 4 октября можно будет посетить выставку «Бутылка Coca-Cola: американская икона столетия», на которой собраны наиболее выдающиеся произведения искусства, посвященные контурной бутылке. Экспозиция, состоящая из 4 частей, представит как произведения Энди Уорхола и других классиков поп-арта, так и работы современных дизайнеров, художников и фотографов.

В год столетия контурной бутылки также пройдет глобальная маркетинговая кампания Coca-Cola “Kissed By”. Хедлайнерами акции станут Элвис Пресли, Мэрилин Монро и Рэй Чарльз, запечатленные с бутылками Coca-Cola в руках.

Идея акции родилась из знаменитого высказывания Энди Уорхола: «Главный эффект Coca-Cola заключается в ее демократичности. Президент пьет точно такую же Coca-Cola, как и ты. Нельзя за бóльшие деньги купить лучшую Coca-Cola. Она всегда и для всех одинаково хороша. И для тебя, и для президента».

Касаясь губами горлышка бутылки, ты испытываешь те же самые чувства, что когда-то и эти звезды. Как и бутылка Coca-Cola, Элвис, Рэй и Мэрилин — международные иконы поп-культуры, которых объединяет способность дарить моменты счастья всем людям Земли.

В марте этого года выйдет лимитированное издание “Kiss The Past Hello” («Приветственный поцелуй прошлому»), посвященное бутылке Coca-Cola. Более 200 современных художников, фотографов, дизайнеров и иллюстраторов участвовали в отборочном конкурсе, дающем право стать одним из авторов книги. Победители, отобранные авторитетным жюри, представили в ней свои фантазии на тему столетнего юбилея бутылки Coca-Cola.

100 в одной бутылке: история легенды


С момента появления рецепта в 1886 году Coca-Cola 8 лет продавалась исключительно в розлив: продавцы собственноручно смешивали два ингредиента — сироп и содовую — прямо в стаканах. Лишь в 1894 году владельцу магазина сладостей из штата Миссисипи пришла в голову идея: готовить напиток заранее и продавать его в бутылках.

Спустя 5 лет в Чаттануге (штат Теннесси) два предпринимателя — Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед — открыли первый завод по розливу Coca-Cola. Напиток выходил с конвейера в популярных тогда «бутылках Хатчинсона», названных по фамилии разработчика и производителя стеклянной тары. Емкости эти были прозрачными, напоминали пузырьки для лекарств и использовались повсеместно.

В начале XX века бутылка Coca-Cola видоизменилась: стала разноцветной и с вытянутым горлышком — по последней моде тех лет. Но по-прежнему упаковка отличалась от множества других только логотипом.

Рождение шедевра


В 1915 году Бенджамин Томас объявил национальный конкурс на разработку оригинального дизайна бутылки, который бы защитил ее от подделок. Тендер выиграла компания Root Glass Company из небольшого города Терре-Хот в штате Индиана, специализировавшаяся на производстве стеклянной тары.

Работа над проектом была поручена дизайнеру Эрлу Дину. Он отправился за вдохновением в городскую библиотеку. Взяв в руки иллюстрированную энциклопедию, он принялся изучать, как выглядят ингредиенты Coca-Cola. Рассматривая изображения коки и колы, Дин увидел рисунок плода какао, расположенный рядом. Английские слова coca(кока) и cocoa (какао) выглядят очень похоже, и (по одной из версий) дизайнер просто перепутал их. Даже если это действительно была ошибка — ведь в Coca-Cola никогда не добавляли какао, — то счастливая. Плод какао похож на лимон, но со множеством вертикальных бороздок. «Это то, что нужно! — подумал Дин. — Бутылку такой формы уж точно не перепутаешь ни с чем».

Тем же вечером он набросал пару эскизов, добавив к «плоду какао» расширенное дно, которое должно было придать бутылке устойчивость на конвейере. Один из этих эскизов сегодня хранится в архиве штаб-квартиры Coca-Cola в Атланте. Второй был отправлен в Вашингтон в Национальную комиссию по изобретениям и сегодня считается утраченным. Бутылка, изображенная на этих эскизах, несколько отличается от той, к которой мы привыкли, так как по просьбе компании Coca-Cola в образец были внесены некоторые изменения: уменьшена толщина и удалены вертикальные бороздки. Но сама форма «плода какао» осталась без изменений.

Патент на производство стеклянной бутылки Coca-Cola оригинальной формы начал действовать 16 ноября 1915 года. С тех пор в мире продано более 300 миллиардов бутылочек.

Символ счастья


Спустя 34 года после изобретения фирменной упаковки менее 1% американцев могли идентифицировать Coca-Cola по форме бутылки. Об этом свидетельствовали результаты исследований, инициированных компанией. Но через год ситуация кардинальным образом изменилась.

Журнал Time, размещая на своих страницах большой материал о президенте Coca-Cola Роберте Вудрафе, решил поставить его портрет на обложку. Тот предложил вместо этого опубликовать рисунок, где планета Земля с наслаждением пьет напиток из фирменной бутылки. Так Coca-Cola стала первым в истории коммерческим продуктом, изображение которого появилось на обложке общенационального издания. Вместе с этим за бутылкой Coca-Cola укреплялся статус национального символа Америки.

Вначале бутылка Coca-Cola была 6,5-унциевая, то есть в нее входило около 200 мл напитка. Но в 1955 году появились 12-унциевые (0,33 литра) и 26-унциевые (0,77 л) емкости. Все они повторяли форму своей предшественницы. Мало того, когда в 1960 году Coca-Cola стала продаваться в банках (до этого баночная версия поставлялась только для армии), на них изображали контурную бутылку, чтобы покупатель знал: в банке точно такой же чудесный напиток, как и в привычной стеклянной упаковке.

Источник вдохновения


Бутылка Coca-Cola не раз вдохновляла многих знаменитых художников. Считается, что прославил ее в искусстве Энди Уорхол, создавший в 1960-е годы множество полотен в стиле поп-арт, героиней которых стала восхищавшая его своей формой контурная бутылка. Но немногие знают, что одним из первых использовал образ контурной бутылки Coca-Cola в своем творчестве Сальвадор Дали. Она изображена на его живописном полотне 1943 года «Поэзия Америки».

Инновации XXI века, конечно же, коснулись и дизайна, и даже материалов, из которых делают контурную бутылку, но форма ее оставалась всегда неизменной. Так, в 2005 году The Coca-Cola Company представила публике алюминиевую версию контурной бутылки под названием М5 (Magnificent 5). А летом 2013 года в пляжных магазинчиках Колумбии можно было приобрести классическую контурную бутылку с Coca-Cola, которая ни чем не отличалась от обыкновенной, кроме того, что была сделана изо льда.

ОСНОВА